Основные принципы клинической фармакотерапии у пациентов терапевтического профиля
Вид программы: Повышение квалификации
По специальности: Терапия, кардиология, общая врачебная практика, ревматология, гастроэнтерология, пульмонология, неврология, эндокринология.
Название: «Основные принципы клинической фармакотерапии у пациентов терапевтического профиля».
Цели: совершенствование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области : терапия, кардиология, общая врачебная практика, ревматология, гастроэнтерология, пульмонология, неврология, эндокринология, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Задачи: Совершенствование имеющихся знаний, умений, практических навыков, необходимых для выполнения конкретных профессионально-должностных обязанностей врача- терапевта, кардиолога, общая врачебная практика, ревматолога, гастроэнтеролога, пульмонолога, невролога, эндокринолога на основе современных достижений медицины.
Программа направлена на совершенствование следующих компетенций:
ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-10, ПК-11, ПК-12
Требования к результатам освоения ДПП:
Знать:
-общие и специальные методы исследования в основных разделах : терапия, кардиология, общая врачебная практика, ревматология, гастроэнтерология, пульмонология, неврология, эндокринология ;
-основы применения эндоскопии и методов лучевой диагностики в различных разделах: терапия, кардиология, общая врачебная практика, ревматология, гастроэнтерология, пульмонология, неврология, эндокринология ;
-вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы в терапии, кардиологии, общая врачебная практика, ревматологии, гастроэнтерологи, пульмонологии, неврологи и эндокринологии;
общие и специальные методы исследования в основных разделах: терапия, кардиология, общая врачебная практика, ревматология, гастроэнтерология, пульмонология, неврология, эндокринология ; основы применения эндоскопии и методов лучевой диагностики в различных разделах терапии, кардиологии, общая врачебная практика, ревматологии, гастроэнтерологи, пульмонологии, неврологии и эндокринологии ;
- принципы профилактики и терапии сепсиса и шока;
-принципы диагностики и медикаментозного лечения синдрома системного воспалительного ответа;
-общие и специальные методы исследования в основных разделах терапии, кардиологии, общая врачебная практика, ревматологии, гастроэнтерологи, пульмонологии, неврологии и эндокринологии;
-основы применения эндоскопии и методов лучевой диагностики в различных разделах терапии, кардиологии, общая врачебная практика, ревматологии, гастроэнтерологи, пульмонологии, неврологи и эндокринологии ;
-принципы организации терапевтической, кардиологической, общая врачебная практика, ревматологической, гастроэнтерологической, пульмонологической, неврологической , эндокринологической помощи в стране, организацию работы неотложной помощи; методы осуществления комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, методы оценки природных и социальных факторов среды в развитии болезней у человека с более глубоким пониманием сущности изучаемых явлений и взаимосвязей; причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития и клинические проявления;
-основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочной баланс; возможные типы их нарушений и принципы лечения в детском возрасте и у взрослых; патофизиологию и терапию шока и сепсиса;
-основы иммунобиологии, микробиологии; основы рационального питания, принципы диетотерапии у терапевтических, кардиологических, общая врачебная практика, ревматологических, гастроэнтерологических, пульмонологических, неврологических , эндокринологических больных;
-принципы организации и проведения диспансеризации населения;
-формы и методы санитарно-просветительной работы; правила санитарно-эпидемиологического режима;
-основы фармакотерапии в терапии, кардиологии, общая врачебная практика, ревматологии, гастроэнтерологи, пульмонологии, неврологи и эндокринологии и смежных областях медицины;
-основы физиотерапии и лечебной физкультуры, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению
основные принципы организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях; основные принципы организации проведения медицинской экспертизы;
-основные принципы ведения учетно-отчетной документации в медицинской организации и в структурных подразделениях;
- основные принципы создания в медицинских организациях и их структурных подразделениях благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда;
- принципы организации оценки качества оказания терапевтической, кардиологической, общая врачебная практика, ревматологической, гастроэнтерологической, пульмонологической, неврологической , эндокринологической помощи пациентам и принципы использования основных медико-статистических показателей для этих целей.
- принципы оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
Уметь:
- выявить факторы риска развития того или иного терапевтического, кардиологического, общая врачебная практика, ревматологического, гастроэнтерологического, пульмонологического, неврологического , эндокринологического заболевания, дать рекомендации в отношении мер профилактики его возникновения и прогрессирования;
-давать оценки причин и условий возникновения и развития терапевтических, кардиологических, общая врачебная практика, ревматологических, гастроэнтерологических, пульмонологических, неврологических , эндокринологических заболеваний у человека; для оценки природных и социальных факторов среды в развитии болезней у человека;
-проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам, осуществлять поиск решений различных задач в нестандартных ситуациях, проводить санитарно-просветительную работу с населением и больными;
-применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки терапевтических, кардиологических, общая врачебная практика, ревматологических, гастроэнтерологических, пульмонологических, неврологических , эндокринологических заболеваний;
-определить необходимость и последовательность применения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, эндоскопических, функциональных), интерпретировать полученные данные;
-решить вопрос о трудоспособности больного;
-вести медицинскую документацию, осуществлять преемственность между лечебно-профилактическими учреждениями; проводить диспансеризацию и оценивать ее эффективность.
- получить информацию о развитии и течении заболевания;
-применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки терапевтических, кардиологических, общая врачебная практика, ревматологических, гастроэнтерологических, пульмонологических, неврологических , эндокринологических заболеваний;
-оценить тяжесть состояния больного; определить необходимость и последовательность применения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, эндоскопических, функциональных), интерпретировать полученные данные;
-применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки терапевтических, кардиологических, общая врачебная практика, ревматологических, гастроэнтерологических, пульмонологических, неврологических , эндокринологических заболеваний;
-оценить тяжесть состояния больного; определить необходимость и последовательность применения специальных методов исследования;
-оказать необходимую срочную помощь при неотложных состояниях;
-определить показания к госпитализации больного, определить ее срочность, организовать госпитализацию в соответствии с состоянием пациента;
- получить информацию о развитии и течении заболевания;
- выявить факторы риска развития того или иного терапевтического, кардиологического, общая врачебная практика, ревматологического, гастроэнтерологического, пульмонологического, неврологического , эндокринологического заболеваний, дать рекомендации в отношении мер профилактики его возникновения и прогрессирования;
-применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки терапевтических, кардиологических, общая врачебная практика, ревматологических, гастроэнтерологических, пульмонологических, неврологических , эндокринологических заболеваний;
-оценить тяжесть состояния больного, определить необходимость, объем и последовательность лечебных, в том числе, реанимационных мероприятий;
- определить необходимость и последовательность применения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, эндоскопических, функциональных), интерпретировать полученные данные;
-определить показания к госпитализации больного, определить ее срочность, организовать госпитализацию в соответствии с состоянием пациента;
- составить дифференцированный план обследования и лечения больного, проводить его коррекцию в динамике;
-определить группу крови и выполнить переливание крови; выявить возможные трансфузионные осложнения и провести необходимые лечебно-профилактические мероприятия;
- оказать необходимую срочную помощь при неотложных состояниях
- выявить факторы риска развития того или иного терапевтического, кардиологического, общая врачебная практика, ревматологического, гастроэнтерологического, пульмонологического, неврологического , эндокринологического заболевания , дать рекомендации в отношении мер профилактики его возникновения и прогрессирования;
-осуществить организацию оказания медицинской помощи в медицинских организациях их структурных подразделениях; осуществить организацию проведения медицинской экспертизы;
-вести учетно-отчетную документацию в медицинской организации и в структурных подразделениях, осуществлять преемственность между лечебно-профилактическими учреждениями;
-использовать основные медико-статистические показатели для оценки качества оказания терапевтической, кардиологической, общая врачебная практика, ревматологической, гастроэнтерологической, пульмонологической, неврологической , эндокринологической помощи пациентам.
-оказать медицинскую помощь в неотложных ситуациях и при чрезвычайных ситуациях; принять участие в медицинской эвакуации
Практический опыт:
-специалист хирург , акушер и гинеколог должен обладать сформированными навыками, позволяющими установить диагноз и оказать квалифицированную помощь при профильных заболеваниях:
-владеть методами оценки природных и социальных факторов среды в развитии болезней у человека;
-основами профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний;
-принципами санитарно-просветительной работы по гигиеническим вопросам, что может использоваться для самостоятельной разработки программ и проектов.
-специалист терапевт, кардиолог, общая врачебная практика, ревматолог, гастроэнтеролог, пульмонолог, невролог, эндокринолог должен обладать сформированными навыками, позволяющими установить диагноз и оказать квалифицированную помощь при терапевтических, кардиологических, общая врачебная практика, ревматологических, гастроэнтерологических, пульмонологических, неврологических , эндокринологических заболеваниях;
Врач специалист терапевт, кардиолог, общая врачебная практика, ревматолог, гастроэнтеролог, пульмонолог, невролог, эндокринолог должен владеть операциями и манипуляциями:
- венопункция , внутривенные вливания, трансфузия крови;
- катетеризация мочевого пузыря;
- зондирование желудка;
- сифонная клизма;
- массаж сердца, искусственное дыхание;
-специалист терапевт, кардиолог, общая врачебная практика, ревматолог, гастроэнтеролог, пульмонолог, невролог, эндокринолог должен обладать сформированными навыками, позволяющими диагностировать и оказывать неотложную помощь при следующих состояниях: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистая недостаточность; коматозные состояния различной природы;
-специалист терапевт, кардиолог, общая врачебная практика, ревматолог, гастроэнтеролог, пульмонолог, невролог, эндокринолог должен обладать сформированными навыками, позволяющими организовать оказание медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях;
-осуществить информационную безопасность; создать благоприятные условия для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда;
-обладать сформированными владениями, позволяющими оценивать качество оказания терапевтической, кардиологической, общая врачебная практика, ревматологической, гастроэнтерологической, пульмонологической, неврологической , эндокринологической помощи пациентам использованием основных медико-статистических показателей;
- специалист терапевт, кардиолог, общая врачебная практика, ревматолог, гастроэнтеролог, пульмонолог, невролог, эндокринолог должен обладать сформированными навыками, позволяющими оказать медицинскую помощь в неотложных ситуациях и при чрезвычайных ситуациях; принять участие в медицинской эвакуации.
Перечень практических навыков и умений для освоения
- провести анализ с позиций фармакодинамики адекватности выбора препарата, составляющих основу фармакотерапии данной патологии;
- проводить анализ рациональности индивидуального подбора препаратов, пути и режима его введения с учетом их возрастной фармакокинетики, особенностей течения заболевания;
- учитывать возможные нежелательные эффекты выбранного препарата (препаратов) и проводить профилактику;
- учитывать взаимодействие выбранного препарата с другими медикаментами, которые получает больной;
- проводить оценку эффективности проводимой фармакотерапии по динамике клинико-лабораторных данных и результатов функциональных и инструментальных исследований;
- проводить оценку безопасности проводимой фармакотерапии по динамике клинико-лабораторных данных и результатов функциональных и инструментальных исследований;
- интерпретировать результаты микробиологических исследований;
- обосновывать принципы противомикробной терапии на основе микробиологических исследований.
Необходимый перечень материально-технического обеспечения включает в себя - специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий, в том числе: аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения, позволяющими использовать обучающие технологии, с типовыми наборами профессиональных моделей и результатов лабораторных и инструментальных исследований в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально.
Все аудитории, оснащены таблицами и стендами по терапевтической тематике, а также наборами (тексты и цифровые носители), содержащие учебные пособия по темам семинаров, наборы рентгенограмм, ситуационных задач и тестов.
Учебный план
Наименование раздела дисциплины |
Всего ауд. час. |
Учебные занятия, час. |
Форма контроля (текущий контроль, промежуточная аттестация) |
||
Л |
ПЗ |
СО |
|||
Основные принципы клинической фармакотерапии у пациентов терапевтического профиля |
34 |
6 |
14 |
14 |
Зачет Текущий контроль. тестовый контроль |
В том числе итоговая аттестация |
2 |
0 |
2 |
0 |
Экзамен |
Итого |
36 |
10 |
16 |
14 |
|
Структура рабочей программы дисциплины
Наименование раздела дисциплины |
Всего ауд. час. |
Учебные занятия, час. |
Форма контроля (текущий контроль, промежуточная аттестация) |
Формируемые компетенции |
||
Л |
ПЗ |
СО |
||||
Основные принципы рационального применения лекарственных средств в условиях требований современной медицины |
|
|
2 |
|
Текущий контроль (тестовый контроль собеседование) |
ПК-5,ПК-6, ПК-7, ПК-10, ПК-11,ПК-12 |
Фармакодинамика и фармакокинетика основных групп лекарственных средств, применяемых у пациентов с патологией терапевтического профиля |
|
2** |
2 |
|
|
|
Клинико-фармакологическая характеристика основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у пациентов с патологией терапевтического профиля |
|
2** |
2 |
4 |
Текущий контроль (тестовый контроль собеседование) |
ПК-5,ПК-6, ПК-7, ПК-10, ПК-11,ПК-12 |
Методы оценки клинической эффективности и безопасности применения основных групп лекарственных средств, применяемых при различных заболеваниях терапевтического профиля |
|
|
4 |
4 |
Текущий контроль (тестовый контроль собеседование) |
ПК-5,ПК-6, ПК-7, ПК-10, ПК-11,ПК-12 |
Основные нежелательные лекарственные реакции наиболее распространенных лекарственных средств, их выявление, классификацию и регистрацию, способы профилактики и коррекции НЛР, типы взаимодействия лекарственных средств |
|
2** |
6 |
6 |
Текущий контроль (тестовый контроль собеседование) |
ПК-5,ПК-6, ПК-7, ПК-10, ПК-11,ПК-12 |
Всего |
36 |
6 |
16 |
14 |
|
|