Основные принципы клинической фармакотерапии у пациентов хирургического профиля
Вид программы: Повышение квалификации
По специальности: хирургия, урология, нейрохирургия, сердечно-сосудистая хирургия, акушерство и гинекология, челюстно-лицевая хирургия, травматология и ортопедия, анестезиология и реаниматология, офтальмология
Название: «Основные принципы клинической фармакотерапии у пациентов хирургического профиля»
Цели: совершенствование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области : хирургия, урология, нейрохирургия, сердечно-сосудистая хирургия, акушерство и гинекология, челюстно-лицевая хирургия, травматология и ортопедия, анестезиология и реаниматология, офтальмология повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Задачи: Совершенствование имеющихся знаний, умений, практических навыков, необходимых для выполнения конкретных профессионально-должностных обязанностей врача врача-хирурга, уролога, нейрохирурга, сердечно-сосудистого хирурга, акушер- гинеколога, челюстно-лицевого хирурга, травматолога - ортопеда, анестезиолога- реаниматолога, офтальмолога на основе современных достижений медицины.
Программа направлена на совершенствование следующих компетенций:
ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-10, ПК-11, ПК-12
Требования к результатам освоения ДПП:
Знать:
-общие и специальные методы исследования в основных разделах : хирургия, урология, нейрохирургия, сердечно-сосудистая хирургия, акушерство и гинекология, челюстно-лицевая хирургия, травматология и ортопедия, анестезиология и реаниматология, офтальмология
-основы применения эндоскопии и методов лучевой диагностики в различных разделах хирургии, урологии, нейрохирургии, сердечно-сосудистой хирургии, акушерство и гинекологии, челюстно-лицевой хирургии, травматологии и ортопедии, анестезиологии и реаниматологии, офтальмологии
- принципы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных, методы реабилитации;
-вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы в хирургии, урологии, нейрохирургии, сердечно-сосудистой хирургии, акушерство и гинекологии, челюстно-лицевой хирургии, травматологии и ортопедии, анестезиологии и реаниматологии, офтальмологии
-общие и специальные методы исследования в основных разделах хирургии, урологии, нейрохирургии, сердечно-сосудистой хирургии, акушерство и гинекологии, челюстно-лицевой хирургии, травматологии и ортопедии, анестезиологии и реаниматологии, офтальмологии; -основы применения эндоскопии и методов лучевой диагностики в различных разделах хирургии, урологии, нейрохирургии, сердечно-сосудистой хирургии, акушерство и гинекологии, челюстно-лицевой хирургии, травматологии и ортопедии, анестезиологии и реаниматологии, офтальмологии
- принципы профилактики и терапии шока и кровопотери;
-принципы диагностики и медикаментозного лечения синдрома системного воспалительного ответа;
-закономерности течения раневого процесса и принципы его лечения;
-общие и специальные методы исследования в основных разделах хирургии, урологии, нейрохирургии, сердечно-сосудистой хирургии, акушерство и гинекологии, челюстно-лицевой хирургии, травматологии и ортопедии, анестезиологии и реаниматологии, офтальмологии
-основы применения эндоскопии и методов лучевой диагностики в различных разделах хирургии, урологии, нейрохирургии, сердечно-сосудистой хирургии, акушерство и гинекологии, челюстно-лицевой хирургии, травматологии и ортопедии, анестезиологии и реаниматологии, офтальмологии
-принципы организации хирургической, урологической, нейрохирургической, сердечно-сосудистой, акушерство-гинекологической, челюстно-лицевой, травматолого- ортопедической, реаниматологической, офтальмологической помощи в стране, организацию работы неотложной помощи; методы осуществления комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, методы оценки природных и социальных факторов среды в развитии болезней у человека с более глубоким пониманием сущности изучаемых явлений и взаимосвязей; причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития и клинические проявления;
-основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочной баланс; возможные типы их нарушений и принципы лечения в детском возрасте и у взрослых; патофизиологию травмы и кровопотери, профилактику и терапию шока и кровопотери, патофизиологию раневого процесса;
-основы иммунобиологии, микробиологии; основы рационального питания, принципы диетотерапии у хирургических больных при предоперационной подготовке и в послеоперационном периоде; принципы организации и проведения диспансеризации населения;
-формы и методы санитарно-просветительной работы; правила санитарно-эпидемиологического режима;
- принципы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных, методы реабилитации;
-основы фармакотерапии в хирургии, урологии, нейрохирургии, сердечно-сосудистой хирургии, акушерство и гинекологии, челюстно-лицевой хирургии, травматологии и ортопедии, анестезиологии и реаниматологии, офтальмологии и смежных областях медицины;
-основы физиотерапии и лечебной физкультуры, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению
основные принципы организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях; основные принципы организации проведения медицинской экспертизы;
-основные принципы ведения учетно-отчетной документации в медицинской организации и в структурных подразделениях;
- основные принципы создания в медицинских организациях и их структурных подразделениях благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда;
- принципы организации оценки качества оказания хирургической, урологической, нейрохирургической, сердечно-сосудистой, акушерство-гинекологической, челюстно-лицевой, травматолого- ортопедической, реаниматологической, офтальмологической помощи пациентам и принципы использования основных медико-статистических показателей для этих целей.
- принципы оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
Уметь:
- выявить факторы риска развития того или иного хирургического, урологического, нейрохирургического, сердечно-сосудистого, акушерство-гинекологического, челюстно-лицевого, травматолого- ортопедического, реаниматологического, офтальмологического заболевания, дать рекомендации в отношении мер профилактики его возникновения и прогрессирования;
-давать оценки причин и условий возникновения и развития хирургических, урологических, нейрохирургических, сердечно-сосудистых, акушерство-гинекологических, челюстно-лицевых, травматолого- ортопедических, реаниматологических, офтальмологических заболеваний у человека; для оценки природных и социальных факторов среды в развитии болезней у человека;
-проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам, осуществлять поиск решений различных задач в нестандартных ситуациях, проводить санитарно-просветительную работу с населением и больными;
-применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки хирургических, урологических, нейрохирургических, сердечно-сосудистых, акушерство-гинекологических, челюстно-лицевых, травматолого- ортопедических, реаниматологических, офтальмологических заболеваний;
-определить необходимость и последовательность применения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, эндоскопических, функциональных), интерпретировать полученные данные;
-решить вопрос о трудоспособности больного;
-вести медицинскую документацию, осуществлять преемственность между лечебно-профилактическими учреждениями; проводить диспансеризацию и оценивать ее эффективность.
- получить информацию о развитии и течении заболевания;
-применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки хирургических, урологических, нейрохирургических, сердечно-сосудистых, акушерство-гинекологических, челюстно-лицевых, травматолого- ортопедических, реаниматологических, офтальмологических заболеваний;
-оценить тяжесть состояния больного; определить необходимость и последовательность применения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, эндоскопических, функциональных), интерпретировать полученные данные;
-применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки хирургических, урологических, нейрохирургических, сердечно-сосудистых, акушерство-гинекологических, челюстно-лицевых, травматолого- ортопедических, реаниматологических, офтальмологических заболеваний;
-оценить тяжесть состояния больного; определить необходимость и последовательность применения специальных методов исследования;
-оказать необходимую срочную помощь при неотложных состояниях;
-определить показания к госпитализации больного, определить ее срочность, организовать госпитализацию в соответствии с состоянием пациента;
-разработать план подготовки больного к экстренной, срочной или плановой операции, определить степень нарушения гомеостаза, осуществить подготовку всех функциональных систем организма к операции
- получить информацию о развитии и течении заболевания;
- выявить факторы риска развития таких или иных хирургических, урологических, нейрохирургических, сердечно-сосудистых, акушерство-гинекологических, челюстно-лицевых, травматолого- ортопедических, реаниматологических, офтальмологических заболеваний, дать рекомендации в отношении мер профилактики его возникновения и прогрессирования;
-применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки хирургических, урологических, нейрохирургических, сердечно-сосудистых, акушерство-гинекологических, челюстно-лицевых, травматолого- ортопедических, реаниматологических, офтальмологических заболеваний;
-оценить тяжесть состояния больного, определить необходимость, объем и последовательность лечебных, в том числе, реанимационных мероприятий;
- определить необходимость и последовательность применения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, эндоскопических, функциональных), интерпретировать полученные данные;
-определить показания к госпитализации больного, определить ее срочность, организовать госпитализацию в соответствии с состоянием пациента;
- составить дифференцированный план обследования и лечения больного, проводить его коррекцию в динамике;
-разработать план подготовки больного к экстренной, срочной или плановой операции, определить степень нарушения гомеостаза, осуществить подготовку всех функциональных систем организма к операции;
-определить группу крови и выполнить переливание крови; выявить возможные трансфузионные осложнения и провести необходимые лечебно-профилактические мероприятия;
- оценить критерии выбора адекватного метода обезболивания;
- оказать необходимую срочную помощь при неотложных состояниях
- выявить факторы риска развития таких или иных хирургических, урологических, нейрохирургических, сердечно-сосудистых, акушерство-гинекологических, челюстно-лицевых, травматолого- ортопедических, реаниматологических, офтальмологических заболеваний , дать рекомендации в отношении мер профилактики его возникновения и прогрессирования;
-осуществить организацию оказания медицинской помощи в медицинских организациях их структурных подразделениях; осуществить организацию проведения медицинской экспертизы;
-вести учетно-отчетную документацию в медицинской организации и в структурных подразделениях, осуществлять преемственность между лечебно-профилактическими учреждениями;
-использовать основные медико-статистические показатели для оценки качества оказания хирургической, урологической, нейрохирургической, сердечно-сосудистой, акушерство-гинекологической, челюстно-лицевой, травматолого- ортопедической, реаниматологической, офтальмологической помощи
-оказать медицинскую помощь в неотложных ситуациях и при чрезвычайных ситуациях; принять участие в медицинской эвакуации
Практический опыт:
Специалист врач- хирург, уролог, нейрохирург, сердечно-сосудистый хирург, акушер- гинеколог, челюстно-лицевой хирург, травматолог - ортопед, анестезиолог- реаниматолог, офтальмолог должен обладать сформированными навыками, позволяющими установить диагноз и оказать квалифицированную помощь при профильных заболеваниях;
-владеть методами оценки природных и социальных факторов среды в развитии болезней у человека;
-основами профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний;
-принципами санитарно-просветительной работы по гигиеническим вопросам, что может использоваться для самостоятельной разработки программ и проектов.
-специалист хирург, уролог, нейрохирург, сердечно-сосудистый хирург, акушер- гинеколог, челюстно-лицевой хирург, травматолог - ортопед, анестезиолог- реаниматолог, офтальмолог должен обладать сформированными навыками, позволяющими установить диагноз и оказать квалифицированную помощь при хирургических, урологических, нейрохирургических, сердечно-сосудистых, акушерство-гинекологических, челюстно-лицевых, травматолого- ортопедических, реаниматологических, офтальмологических заболеваниях.
Врач специалист хирург, гастроэнтеролог, акушер-гинеколог должен владеть операциями и манипуляциями:
- венесекция, внутривенные вливания, трансфузия крови;
- катетеризация мочевого пузыря;
- зондирование желудка;
- сифонная клизма;
- назоинтестинальная интубация;
- диагностическая и лечебная лапароскопия;
- лапапароцентез;
- остановка кровотечения, перевязка и тампонада ран;
- массаж сердца, искусственное дыхание;
- трахеостомия;
- наложение гастро- и еюностомы;
- санация и дренирование брюшной полости и забрюшинного пространства при остром панкреатите ;
- остановка внутрибрюшного кровотечения;
- вскрытие абсцессов и флегмон;
Специалист врач- хирург, уролог, нейрохирург, сердечно-сосудистый хирург, акушер- гинеколог, челюстно-лицевой хирург, травматолог - ортопед, анестезиолог- реаниматолог, офтальмолог должен обладать сформированными навыками, позволяющими диагностировать и оказывать неотложную помощь при следующих состояниях: острая кровопотеря, кровотечение при заболеваниях, травмах и повреждениях; перитонит различной этиологии;, напряженный пневмоторакс и гемоторакс; асфиксия различной природы, острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистая недостаточность; коматозные состояния различной природы.
Специалист врач-хирург, уролог, нейрохирург, сердечно-сосудистый хирург, акушер- гинеколог, челюстно-лицевой хирург, травматолог - ортопед, анестезиолог- реаниматолог, офтальмолог должен обладать сформированными навыками, позволяющими организовать оказание медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях;
-осуществить информационную безопасность; создать благоприятные условия для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда;
-обладать сформированными владениями, позволяющими оценивать качество оказания хирургической, урологической, нейрохирургической, сердечно-сосудистой, акушерство-гинекологической, челюстно-лицевой, травматолого- ортопедической, реаниматологической, офтальмологической помощи пациентам использованием основных медико-статистических показателей;
- специалист хирург, уролог, нейрохирург, сердечно-сосудистый хирург, акушер- гинеколог, челюстно-лицевой хирург, травматолог - ортопед, анестезиолог- реаниматолог, офтальмолог должен обладать сформированными навыками, позволяющими оказать медицинскую помощь в неотложных ситуациях и при чрезвычайных ситуациях; принять участие в медицинской эвакуации.
Перечень практических навыков и умений для освоения
- провести анализ с позиций фармакодинамики адекватности выбора препарата, составляющих основу фармакотерапии данной патологии;
- проводить анализ рациональности индивидуального подбора препаратов, пути и режима его введения с учетом их возрастной фармакокинетики, особенностей течения заболевания;
- учитывать возможные нежелательные эффекты выбранного препарата (препаратов) и проводить профилактику;
- учитывать взаимодействие выбранного препарата с другими медикаментами, которые получает больной;
- проводить оценку эффективности проводимой фармакотерапии по динамике клинико-лабораторных данных и результатов функциональных и инструментальных исследований;
- проводить оценку безопасности проводимой фармакотерапии по динамике клинико-лабораторных данных и результатов функциональных и инструментальных исследований;
- интерпретировать результаты микробиологических исследований;
- обосновывать принципы противомикробной терапии на основе микробиологических исследований.
Необходимый перечень материально-технического обеспечения включает в себя - специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий, в том числе: аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения, позволяющими использовать обучающие технологии, с типовыми наборами профессиональных моделей и результатов лабораторных и инструментальных исследований в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально.
Все аудитории, оснащены таблицами и стендами по хирургической тематике, а также наборами (тексты и цифровые носители), содержащие учебные пособия по темам семинаров, наборы рентгенограмм, ситуационных задач и тестов. Аудитории, оборудованы наборами хирургического инструмента, для манипуляций и вмешательств. Имеются наборы, имитирующие ткани и позволяющие отрабатывать наложение различных типов хирургических швов и анастомозов.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
Учебный план
Наименование раздела дисциплины |
Всего ауд. час. |
Учебные занятия, час. |
Форма контроля (текущий контроль, промежуточная аттестация) |
||
Л |
ПЗ |
СО |
|||
Основные принципы клинической фармакотерапии у пациентов хирургического профиля |
34 |
6 |
14 |
14 |
Зачет Текущий контроль. тестовый контроль |
В том числе итоговая аттестация |
2 |
0 |
2 |
0 |
Экзамен |
Итого |
36 |
10 |
16 |
14 |
|
Структура рабочей программы дисциплины
Наименование раздела дисциплины |
Всего ауд. час. |
Учебные занятия, час. |
Форма контроля (текущий контроль, промежуточная аттестация) |
Формируемые компетенции |
||
Л |
ПЗ |
СО |
||||
Основные принципы рационального применения лекарственных средств в условиях требований современной медицины |
|
|
2 |
|
Текущий контроль (тестовый контроль собеседование) |
ПК-5,ПК-6, ПК-7, ПК-10, ПК-11,ПК-12 |
Фармакодинамика и фармакокинетика основных групп лекарственных средств, применяемых у пациентов с патологией хирургического профиля |
|
2** |
2 |
|
|
|
Клинико-фармакологическая характеристика основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у пациентов с патологией хирургического профиля |
|
2** |
2 |
4 |
Текущий контроль (тестовый контроль собеседование) |
ПК-5,ПК-6, ПК-7, ПК-10, ПК-11,ПК-12 |
Методы оценки клинической эффективности и безопасности применения основных групп лекарственных средств, применяемых при различных заболеваниях хирургического профиля; |
|
|
4 |
4 |
Текущий контроль (тестовый контроль собеседование) |
ПК-5,ПК-6, ПК-7, ПК-10, ПК-11,ПК-12 |
Основные нежелательные лекарственные реакции наиболее распространенных лекарственных средств, их выявление, классификацию и регистрацию, способы профилактики и коррекции НЛР, типы взаимодействия лекарственных средств |
|
2** |
6 |
6 |
Текущий контроль (тестовый контроль собеседование) |
ПК-5,ПК-6, ПК-7, ПК-10, ПК-11,ПК-12 |
Всего |
36 |
6 |
16 |
14 |
|
|